Дайте жалобную книгу

16.12.2014 08:33

Дайте жалобную книгу
В отделении почтовой связи Михайловка – 8, как всегда было людно. Старики чинно посиживали на стульях, дожидаясь своей очереди, молодежь и среднее поколение, заполоняли остальное пространство помещения. Возле окошка с платежами выстроилась довольно внушительная очередь.  Клиенты с недовольными лицами посматривали на пустое офисное кресло оператора, тихо перешептываясь о чем-то. Вновь прибывшие, тут же разворачивались и уходили со словами: « Здесь как всегда, ничего не меняется». 
- Когда уже, наконец, нас обслуживать будут? – не выдержав, крикнул кто-то из толпы.
- Оператор сейчас занят. Ждите, - невозмутимо ответила одна из сотрудниц, бурно обсуждающая тему недостачи денег с другой работницей почтовой связи.
- А другого не можете посадить? – продолжил на повышенных нотах клиент.
- Нет! Некого сажать!
- А вы простите, чем занимаетесь? Сядьте тогда вы!
- Работаю! У меня другие обязанности. Не мешайте! – выпалила она в ответ и вновь продолжила беседу с подругой.
- Идиотизм полный! Я на вас жаловаться буду!  – бросил на прощание мужчина, хлопнув дверью.
- Ваше право! Жалуйтесь! – вдогонку ответила сотрудница ему.
- Здесь всегда так, как приближается время платежей, - уже не церемонясь, громко стали обсуждать наболевшую тему клиенты.
- Как не придешь сюда, так целый день здесь провести приходится.
- И не говорите. Я тут с девяти утра сижу!
- Да, да, а сейчас уже одиннадцатый пошел…
В таких обсуждениях прошел еще один час. Очередь возле второго окошка заметно поредела. Многие клиенты, не выдерживая, покидали злополучное место, с обещаниями сюда больше не возвращаться. Оставшиеся человек восемь, стойко ждали.
В начале двенадцатого, законное кресло наконец-то было занято. Управившись с письмами и посылками, оператор приступила к работе с платежами.
Впереди стоящая девушка с облегчением вздохнула. На ее лице просвечивалась неподдельная улыбка, но ее радость продлилась недолго, вошедшей в дверь пожилой мужчина, напрочь развеял иллюзию счастья.
- Мне бы пенсию дочка получить, – сказал он молоденькой сотруднице первого окошка, по всей видимости, практикантке. Дедушка, ничем помочь не могу, становитесь ко второй кассе.  Я только учусь. Всех клиентов принимают там.
- Я не буду стоять в очереди, может как-то по-другому можно решить этот вопрос? Сколько вам дать, чтобы вы приняли меня без очереди?
- Дедушка, не говорите глупости, становитесь в очередь ко второму окошку.
- Мне девяносто лет дочка, я фронтовик, к тому же я бывший сотрудник почты. Мне без очереди положено.
- Дедушка проходите сюда, - позвала оператор второго окошка.
Пожилой мужчина с победоносным выражением лица, направился к кассе.
- Я тоже фронтовичка, - крикнула одна из старушек, чинно посиживающих на лавочке. -  Мне тоже без очереди положено, - раздвигая очередников, продолжила она.
- Да что же это такое? Сколько мы еще здесь стоять будем! – стали возмущаться самые стойкие клиенты.
- А ну замолчали все! – скомандовал дед.
- Давайте хотя бы через одного вас пропускать будем. Сейчас  еще кто-нибудь зайдет, а мы что тут, по-вашему, поселиться должны?  - предложила женщина стоящая поодаль от кассы.
-  Замолчи! – размахивая костылем, крикнула старушка, направляясь к  женщине.
- По какому праву вы мне рот закрываете?  И уберите от меня свой костыль ненормальная!
- Заткнись, я сказала! – угрожающе нападала старушка.
- Перестаньте ругаться, бабушка проходите без очереди. Я вас пропускаю, -  участливо предложила первоочередная девушка.
Старушка победоносно встала за ветераном войны.
Дождавшись расчёта с пенсионерами, девушка вновь попытала счастье, оплатить коммунальные платежи. Но не тут-то было! Дверь опять отворилась, и на пороге нарисовался социальный работник, которому тоже  по праву положено было пройти без очереди. Толпа  взревела!
- Мы больше никого не пропустим, становитесь в очередь -  кричали разъяренные клиенты.
- Я соцработник!
- А ну покажи документы!
Предъявленная корочка, подтвердила сказанные слова вошедшей женщины.
- Посадите еще кого-нибудь на платежи! Это просто невыносимо! – ревела толпа.
- Некого мне сажать, - ответила все та же сотрудница.
Услышав эти слова, трое клиентов также покинули отделение почты.
К этому моменту соцработника уже рассчитали, и девушка протянула платежи оператору. Очередь, состоявшая уже из пяти человек, двинулась. Отпустив еще двоих клиентов, оператор объявила, что уходит на перерыв.
Оставшиеся очередники возгнедовали. Ругательства в сторону работников почты звучали со всех сторон.
Сие действие неприятной картины дополнил крик все той же сотрудницы на сидевшего в углу на стуле греющегося бомжа: « А ну пошел отсюда! И так дышать нечем, и ты тут еще воняешь»!
Потрепанный бездомный, молча покинул почту.
- Дайте мне жалобную книгу, - попросил один из клиентов,  всю ту же работницу.
- На стенке висит,  сами возьмите!
Жалобная книга пестрела неприятными записями, последняя из которых была вчерашним числом.  Молча улыбнувшись, мужчина  повесил книгу на прежнее место.
- Пожалуй, их ни чем не проймешь, - подмигнув своей спутнице, весело сказал он.
Возможно, в какой-то степени в последних словах клиента и есть доля правды, ведь работая в таких напряженных условиях,  чувство сострадания и терпимость притупляется. Ведь если загнать собаку в угол, разве можно судить ее за то, что она рычит и кусается? А может просто не нужно ставить людей в такие трагичные ситуации и тогда отношение к окружающим изменится…

 

Надежда Кузнецова.